ИРОИ-КОМИЧЕСКАЯ ПОЭМА

ИРОИ-КОМИЧЕСКАЯ ПОЭМА

ИРО́И-КОМИ́ЧЕСКАЯ ПОЭ́МА, жанр поэзии классицизма, пародирующий приемы эпической (героической, «ироической») поэмы. В основе И.-к. п. лежит принцип литературной игры со словом, «забавы», «шутки». Комическая стилизация нередко позволяла И.-к. п. быть действенным средством литературной полемики. Исторически сложилось два вида И.-к. п.:
1) бурлескная поэма (см. Бурлеска), где перелицовывался мифологический сюжет и деяния «высоких» героев (олимпийских богов, Дидоны, Энея и др.) излагались «низким» стилем;
2) собственно И.-к. п., где о действиях героев, далеко не эпических, рассказывалось языком зпической поэмы. См. также Травестия.

Обе формы, восходящие к традициям народно-смеховых пародий, существовали задолго до их утверждения в литературе классицизма (напр., древнегреческая «Война мышей и лягушек», поэма А. Тассони «Похищенное ведро» (1614 — 1615, изд. в 1622). В Европе XVII — начале XVIII вв. — в период наибольшего расцвета И.-к. п. — образцами жанра считались бурлескные поэмы П. Скаррона «Тифон, или Гигантомахия» (1644) — перелицовка мифа о борьбе олимпийских богов с титанами, «Перелицованный Вергилий» (1648 — 1652) и И.-к. п. Буало «Налой» (1674 — 1683), полемически противопоставленная произведениям Скаррона. Буало предпослал своей поэме подзаголовок, заимствованный, вероятно, у Тассони и переведенный в XVIII в. на русский язык как «ирои-комическая поэма». Жанровые опыты этих поэтов имели продолжение как во французской поэзии (напр., «Стены Трои, или Происхождение бурлеска» Ш. Перро, 1653), так и в европейских литературах (И.-к. п. английского поэта А. Попа «Похищение локона», 1712). В русской поэзии XVIII — начала XIX вв. оба вида И.-к. п. были восприняты как равноправные, хотя освоение второго типа хронологически произошло раньше (переводы поэмы А. Попа, частичный перевод «Налоя» В. И. Майковым, его же оригинальная поэма «Игрок ломбера», 1763). Бурлескная поэма-перелицовка появляется в конце XVIII в. (Н. П. Осипов, «Вергилиева Енеида, вывороченная наизнанку»; И. П. Котляревский, «Энеида», и др.), хотя бурлескные стихи сочинялись еще в 1750 — 1760‑х гг. (например, не предназначавшиеся для печати произведений И. С. Баркова).

И.-к. п. второго вида, несмотря на стремление авторов излагать обыденные происшествия «высоким» слогом, порою не чужда была и «низкая» лексика. Поэтому смешение аллегорической образности и формул эпической поэзии с просторечными словами и «натуральным» предметным миром так или иначе нарушало требуемую правилами жанра «благопристойную шутливость». В русской поэзии взаимопроникновение принципов бурлеска и И.-к. п. можно наблюдать в наиболее популярных для своего времени произведениях жанра: поэмах Майкова «Елисей, или Раздраженный Вакх» (1771), В. Л. Пушкина «Опасный сосед» (1811).

А. М. Песков.


Литературный энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. . 1987.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?

Полезное


Смотреть что такое "ИРОИ-КОМИЧЕСКАЯ ПОЭМА" в других словарях:

  • ирои-комическая поэма — ИРО´И КОМИ´ЧЕСКАЯ ПОЭ´МА см. бурлеска …   Поэтический словарь

  • Поэма — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей. Поэма …   Википедия

  • Поэма — (греч. póiema)         крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом. П. называют также древнюю и средневековую эпопею (См. Эпопея) (см. также Эпос), безымянную и авторскую, которая слагалась либо посредством… …   Большая советская энциклопедия

  • Русская литература — I.ВВЕДЕНИЕ II.РУССКАЯ УСТНАЯ ПОЭЗИЯ А.Периодизация истории устной поэзии Б.Развитие старинной устной поэзии 1.Древнейшие истоки устной поэзии. Устнопоэтическое творчество древней Руси с X до середины XVIв. 2.Устная поэзия с середины XVI до конца… …   Литературная энциклопедия

  • БУРЛЕСКА — БУРЛЕСКА, бурлеск (франц. burlesque, от итал. burlesco, букв. — шутливый, от burla — шутка), 1) жанр комической, пародийной поэзии. Комический эффект в Б. определяется контрастом между темой и характером ее интерпретации: либо заведомо… …   Литературный энциклопедический словарь

  • Скаррон — Поль (Paul Scarron, 1610 1660) французский писатель. Р. в Париже, в семье советника парламента. По желанию отца стал в возрасте 19 лет аббатом. Вел веселый образ жизни в кругу поэтов, актеров и куртизанок. В 1634 отправился в Рим в качестве… …   Литературная энциклопедия

  • Травести — (от итал. travestire «переодевать») вид комической поэзии, сформировавшийся в эпоху Возрождения в связи с общим развитием бурлескной поэзии. Комизм Т. строится на том, что серьезное содержание выражается несоответствующими ему образами и… …   Литературная энциклопедия

  • Осипов, Николай Петрович — писатель, переводчик; род. в 1751 г. и был сын приказного; ум. 19 го мая 1799 г. в Петербурге (по митр. Евгению). Получив домашнее образование, пополненное пребыванием в разных пансионах, Осипов поступил на военную службу в л. гв. Измайловский… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Осипов Н. П. — Осипов Н. П. ОСИПОВ Николай Петрович (1751 1799) писатель и переводчик. Сын приказного. Обучался в «пансионах». Будучи солдатом Измайловского полка, О. совместно с Н. Львовым и др. издавал рукописный журн. «Труды четырех общников», где поместил… …   Литературная энциклопедия

  • Перро, Шарль — Шарль Перро Charles Perrault Портрет Шарля Перро, 1665 Дата рождения …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»