- ИРОИ-КОМИЧЕСКАЯ ПОЭМА
ИРО́И-КОМИ́ЧЕСКАЯ ПОЭ́МА, жанр поэзии классицизма, пародирующий приемы эпической (героической, «ироической») поэмы. В основе И.-к. п. лежит принцип литературной игры со словом, «забавы», «шутки». Комическая стилизация нередко позволяла И.-к. п. быть действенным средством литературной полемики. Исторически сложилось два вида И.-к. п.:
1) бурлескная поэма (см. Бурлеска), где перелицовывался мифологический сюжет и деяния «высоких» героев (олимпийских богов, Дидоны, Энея и др.) излагались «низким» стилем;
2) собственно И.-к. п., где о действиях героев, далеко не эпических, рассказывалось языком зпической поэмы. См. также Травестия.Обе формы, восходящие к традициям народно-смеховых пародий, существовали задолго до их утверждения в литературе классицизма (напр., древнегреческая «Война мышей и лягушек», поэма А. Тассони «Похищенное ведро» (1614 1615, изд. в 1622). В Европе XVII начале XVIII вв. в период наибольшего расцвета И.-к. п. образцами жанра считались бурлескные поэмы П. Скаррона «Тифон, или Гигантомахия» (1644) перелицовка мифа о борьбе олимпийских богов с титанами, «Перелицованный Вергилий» (1648 1652) и И.-к. п. Буало «Налой» (1674 1683), полемически противопоставленная произведениям Скаррона. Буало предпослал своей поэме подзаголовок, заимствованный, вероятно, у Тассони и переведенный в XVIII в. на русский язык как «ирои-комическая поэма». Жанровые опыты этих поэтов имели продолжение как во французской поэзии (напр., «Стены Трои, или Происхождение бурлеска» Ш. Перро, 1653), так и в европейских литературах (И.-к. п. английского поэта А. Попа «Похищение локона», 1712). В русской поэзии XVIII начала XIX вв. оба вида И.-к. п. были восприняты как равноправные, хотя освоение второго типа хронологически произошло раньше (переводы поэмы А. Попа, частичный перевод «Налоя» В. И. Майковым, его же оригинальная поэма «Игрок ломбера», 1763). Бурлескная поэма-перелицовка появляется в конце XVIII в. (Н. П. Осипов, «Вергилиева Енеида, вывороченная наизнанку»; И. П. Котляревский, «Энеида», и др.), хотя бурлескные стихи сочинялись еще в 1750 1760‑х гг. (например, не предназначавшиеся для печати произведений И. С. Баркова).
И.-к. п. второго вида, несмотря на стремление авторов излагать обыденные происшествия «высоким» слогом, порою не чужда была и «низкая» лексика. Поэтому смешение аллегорической образности и формул эпической поэзии с просторечными словами и «натуральным» предметным миром так или иначе нарушало требуемую правилами жанра «благопристойную шутливость». В русской поэзии взаимопроникновение принципов бурлеска и И.-к. п. можно наблюдать в наиболее популярных для своего времени произведениях жанра: поэмах Майкова «Елисей, или Раздраженный Вакх» (1771), В. Л. Пушкина «Опасный сосед» (1811).
А. М. Песков.
Литературный энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Под редакцией В. М. Кожевникова, П. А. Николаева. 1987.